МБОУ «Куйбышевская средняя общеобразовательная школа имени Хрусталёва Н.Т.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Куйбышевская средняя общеобразовательная школа имени Хрусталёва Николая Титовича" Бахчисарайского района Республики Крым
1. Коллегиальное заключение ПМПК (его необходимо изучить)
2. Индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (ИПРА, выдается МСЭ).
3. Нормативно-правовая база инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Перечень основных нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию обучения детей с ОВЗ https://uosimf.obrcrimea.ru/individ_obychenie
4. Социальный паспорт семьи, воспитывающей ребенка-инвалида (для ребенка с инвалидностью).
5. Локальные акты:
ПРИКАЗЫ:
§ «Об открытии класса с инклюзивным обучением обучающегося (обучающихся) с ОВЗ» или «Об открытии группы комбинированной направленности*» (или о продолжении функционирования класса с инклюзивным обучением обучающегося (обучающихся) с ОВЗ/ о продолжении функционирования группы комбинированной направленности);
§ «О создании психолого-педагогического консилиума (ППк) в образовательном учреждении»;
§ «О распределении функциональных обязанностей членов психолого-педагогического консилиума (ППк) в образовательном учреждении по сопровождению инклюзивного обучения».
* В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования")
ДОГОВОРЫ:
§ с родителями (законными представителями) на предоставление образовательных услуг;
§ согласие родителей на психолого-педагогическое обследование и сопровождение, участие в работе ППк по вопросам сопровождения своего ребенка,
§ согласие родителей на обработку и передачу персональных данных
§ с территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК), с ГБУ ОО КРЦ ППМСС (договор о взаимодействии и сотрудничестве: https://krcppms.ru/p47aa1.html)
ПОЛОЖЕНИЯ:
§ о психолого- педагогическом консилиуме образовательного учреждения
(в котором прописываются основные задачи и направления деятельности, состав и организация работы, обязанности членов ППк, ответственность членов ППк, направления взаимодействия с ТМПМК);
§ об организации инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении (в котором прописываются организация образовательного процесса, кадровое обеспечение и организация работы команды специалистов; создание специальных условий, необходимых для организации УВП);
§ об адаптированных образовательных программах (описывает содержание образования и механизм разработки и реализации АОП для детей с ОВЗ, структура АОП);
§ об оценивании обучающихся с ОВЗ по адаптированной образовательной программе (для школ)
§ о проведении текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с ОВЗ (для школ)
§ о тьюторском сопровождении обучающихся с ОВЗ/инвалидностью.
ПРОТОКОЛЫ:
§ заседания ППк по организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ (не реже чем 3 раза за учебный год; сентябрь, декабрь, май. В случаях необходимости заседания можно осуществлять чаще).
6. Дневник наблюдений (первые полгода ведется обязательно, далее - по следующим параметрам: достижения ребенка с ОВЗ, возникающие проблемы, степень самостоятельности и т.д.. Примерная форма дневника наблюдения по ссылке https://krcppms.ru/p19aa1.html=> Образцы дневников наблюдений тьюторов
7. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ).
Обязательные компоненты ИОМ:
― развёрнутая психолого-педагогическая характеристика ребенка,
― таблица сильных и слабых сторон развития и необходимых условий обучения,
― направления и организация психолого-педагогического сопровождения,
― регламент деятельности специалистов,
― индивидуальное расписание занятости обучающегося,
― адаптация учебных материалов (описание приемов),
― специальные условия проведения текущего контроля освоения АОП и аттестации,
― мониторинг эффективности реализации ИОМ.
Обязательные компоненты индивидуального образовательного маршрута заполняется в начале учебного года, а мониторинг эффективности реализации ИОМ - в декабре и мае текущего учебного года.
8. Адаптированная образовательная программа (включающая адаптированные рабочие программы по предметам с календарно-тематическим планированием / по образовательным областям)
9. Коррекционно-развивающие программы (составляются с учетом рекомендаций специалистов ПМПК). Подробное описание программ коррекционных курсов по всем нозологиям представлено в Комплектах примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам АООП НОО и ПрАООП дошкольного образования (https://fgosreestr.ru/).
10. Портфолио ребенка (составляется совместно с родителями (законными представителями)).
11. Отчет по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обучающихся в инклюзивных классах/группах предоставляются два раза в год (декабрь, июнь) в ИРЦ. Отчет включает индивидуальный образовательный маршрут (см. п. 7), в котором должна быть видна динамика и прогресс в развитии ребенка за отчетный период, если прогресса нет, то указаны причины и пути решения.
Полезные ссылки:
http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/ - ФГОС обучающихся с ОВЗ
http://fgosreestr.ru/ - реестр примерных основных общеобразовательных программ и комплекты примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по адаптированной основной общеобразовательной программе образования для учащихся начального общего образования разных нозологий
https://autism-frc.ru/articles/548 - ПрАООП ДО детей раннего и дошкольного возраста с РАС
http://fgosovz24.ru/ -Комплекты примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по АООП НОО для 2-3 кл
http://умксипр.рф/ УМК по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР)
https://autism-frc.ru/work/programs/645 - программно-методическое обеспечение образовательной деятельности детей с РАС
https://rosuchebnik.ru/material/adaptatsiya-uchebnykh-i-kontrolno-izmeritelnykh-materialov-article/ - Адаптация учебных и контрольно-измерительных материалов для детей с РАС
https://ikp-rao.ru/frc-ovz/ - на сайте ФГБНУ "ИКП РАО" размещены проекты Примерных АООП основного общего образования обучающихся с ОВЗ:
Проект ПАООП ООО Слабовидящие 20.05.2021
Проект ПАООП ООО Слепые 20.05.2021
Проект ПАООП ООО ЗПР 06.07.2021
Проект ПАООП ООО НОДА 14.07.2021
Проект ПАООП ООО РАС 06.07.2021
Проект ПАООП ООО ТНР 12.07.2021
Проект ПАООП СЛУХ Часть 1 вар. 1.1, 1.2 14.07
Проект ПАООП СЛУХ Часть 2 вар. 2.2.1, 2.2.2 14.07.
и материалы для АООП ООО обучающихся разных нозологий для 5 - 7 классов.
http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=396645 - Технологии разработки индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомендации / Рук. авт. колл. Е. В. Самсонова. — М.: МГППУ, 2020. — 192 с.
https://ikp-rao.ru/metodicheskie-rekomendacii/soderzhanie-10/ - Контроль качества обучения в условиях инклюзии: методические рекомендации/ А.Д. Вильшанская, О.В. Егупова / под общ. ред. Н.В. Бабкиной, ФГБНУ ИКП РАО, 2020
https://fgosovz24.ru/assets/files/usloviya-realizacii/metod-kopilka/metodicheskie-rekomendatsii-22razrabotka-i-ispolzovanie-vnutrishkolnyh-adaptirovannyh-uchebno-didakticheskih-materialov22_compressed.pdf Разработка и использование внтуришкольных адаптированных учебно-дидактических материалов
Сайты Федеральных ресурсных центров:
1. Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью https://ovzrf.ru/
2. Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития http://frc-tmnr.pskov.ru
3. Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ https://autism-frc.ru/
4. Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушением зрения http://frc-blind.ru/
5. Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата http://frc.mggeu.ru/
МБОУ «Куйбышевская средняя общеобразовательная школа имени Хрусталёва Н.Т.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Куйбышевская средняя общеобразовательная школа имени Хрусталёва Николая Титовича" Бахчисарайского района Республики Крым
1. Коллегиальное заключение ПМПК (его необходимо изучить)
2. Индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (ИПРА, выдается МСЭ).
3. Нормативно-правовая база инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Перечень основных нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию обучения детей с ОВЗ https://uosimf.obrcrimea.ru/individ_obychenie
4. Социальный паспорт семьи, воспитывающей ребенка-инвалида (для ребенка с инвалидностью).
5. Локальные акты:
ПРИКАЗЫ:
§ «Об открытии класса с инклюзивным обучением обучающегося (обучающихся) с ОВЗ» или «Об открытии группы комбинированной направленности*» (или о продолжении функционирования класса с инклюзивным обучением обучающегося (обучающихся) с ОВЗ/ о продолжении функционирования группы комбинированной направленности);
§ «О создании психолого-педагогического консилиума (ППк) в образовательном учреждении»;
§ «О распределении функциональных обязанностей членов психолого-педагогического консилиума (ППк) в образовательном учреждении по сопровождению инклюзивного обучения».
* В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования")
ДОГОВОРЫ:
§ с родителями (законными представителями) на предоставление образовательных услуг;
§ согласие родителей на психолого-педагогическое обследование и сопровождение, участие в работе ППк по вопросам сопровождения своего ребенка,
§ согласие родителей на обработку и передачу персональных данных
§ с территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК), с ГБУ ОО КРЦ ППМСС (договор о взаимодействии и сотрудничестве: https://krcppms.ru/p47aa1.html)
ПОЛОЖЕНИЯ:
§ о психолого- педагогическом консилиуме образовательного учреждения
(в котором прописываются основные задачи и направления деятельности, состав и организация работы, обязанности членов ППк, ответственность членов ППк, направления взаимодействия с ТМПМК);
§ об организации инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении (в котором прописываются организация образовательного процесса, кадровое обеспечение и организация работы команды специалистов; создание специальных условий, необходимых для организации УВП);
§ об адаптированных образовательных программах (описывает содержание образования и механизм разработки и реализации АОП для детей с ОВЗ, структура АОП);
§ об оценивании обучающихся с ОВЗ по адаптированной образовательной программе (для школ)
§ о проведении текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с ОВЗ (для школ)
§ о тьюторском сопровождении обучающихся с ОВЗ/инвалидностью.
ПРОТОКОЛЫ:
§ заседания ППк по организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ (не реже чем 3 раза за учебный год; сентябрь, декабрь, май. В случаях необходимости заседания можно осуществлять чаще).
6. Дневник наблюдений (первые полгода ведется обязательно, далее - по следующим параметрам: достижения ребенка с ОВЗ, возникающие проблемы, степень самостоятельности и т.д.. Примерная форма дневника наблюдения по ссылке https://krcppms.ru/p19aa1.html=> Образцы дневников наблюдений тьюторов
7. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ).
Обязательные компоненты ИОМ:
― развёрнутая психолого-педагогическая характеристика ребенка,
― таблица сильных и слабых сторон развития и необходимых условий обучения,
― направления и организация психолого-педагогического сопровождения,
― регламент деятельности специалистов,
― индивидуальное расписание занятости обучающегося,
― адаптация учебных материалов (описание приемов),
― специальные условия проведения текущего контроля освоения АОП и аттестации,
― мониторинг эффективности реализации ИОМ.
Обязательные компоненты индивидуального образовательного маршрута заполняется в начале учебного года, а мониторинг эффективности реализации ИОМ - в декабре и мае текущего учебного года.
8. Адаптированная образовательная программа (включающая адаптированные рабочие программы по предметам с календарно-тематическим планированием / по образовательным областям)
9. Коррекционно-развивающие программы (составляются с учетом рекомендаций специалистов ПМПК). Подробное описание программ коррекционных курсов по всем нозологиям представлено в Комплектах примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам АООП НОО и ПрАООП дошкольного образования (https://fgosreestr.ru/).
10. Портфолио ребенка (составляется совместно с родителями (законными представителями)).
11. Отчет по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обучающихся в инклюзивных классах/группах предоставляются два раза в год (декабрь, июнь) в ИРЦ. Отчет включает индивидуальный образовательный маршрут (см. п. 7), в котором должна быть видна динамика и прогресс в развитии ребенка за отчетный период, если прогресса нет, то указаны причины и пути решения.
Полезные ссылки:
http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/ - ФГОС обучающихся с ОВЗ
http://fgosreestr.ru/ - реестр примерных основных общеобразовательных программ и комплекты примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по адаптированной основной общеобразовательной программе образования для учащихся начального общего образования разных нозологий
https://autism-frc.ru/articles/548 - ПрАООП ДО детей раннего и дошкольного возраста с РАС
http://fgosovz24.ru/ -Комплекты примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по АООП НОО для 2-3 кл
http://умксипр.рф/ УМК по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР)
https://autism-frc.ru/work/programs/645 - программно-методическое обеспечение образовательной деятельности детей с РАС
https://rosuchebnik.ru/material/adaptatsiya-uchebnykh-i-kontrolno-izmeritelnykh-materialov-article/ - Адаптация учебных и контрольно-измерительных материалов для детей с РАС
https://ikp-rao.ru/frc-ovz/ - на сайте ФГБНУ "ИКП РАО" размещены проекты Примерных АООП основного общего образования обучающихся с ОВЗ:
Проект ПАООП ООО Слабовидящие 20.05.2021
Проект ПАООП ООО Слепые 20.05.2021
Проект ПАООП ООО ЗПР 06.07.2021
Проект ПАООП ООО НОДА 14.07.2021
Проект ПАООП ООО РАС 06.07.2021
Проект ПАООП ООО ТНР 12.07.2021
Проект ПАООП СЛУХ Часть 1 вар. 1.1, 1.2 14.07
Проект ПАООП СЛУХ Часть 2 вар. 2.2.1, 2.2.2 14.07.
и материалы для АООП ООО обучающихся разных нозологий для 5 - 7 классов.
http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=396645 - Технологии разработки индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомендации / Рук. авт. колл. Е. В. Самсонова. — М.: МГППУ, 2020. — 192 с.
https://ikp-rao.ru/metodicheskie-rekomendacii/soderzhanie-10/ - Контроль качества обучения в условиях инклюзии: методические рекомендации/ А.Д. Вильшанская, О.В. Егупова / под общ. ред. Н.В. Бабкиной, ФГБНУ ИКП РАО, 2020
https://fgosovz24.ru/assets/files/usloviya-realizacii/metod-kopilka/metodicheskie-rekomendatsii-22razrabotka-i-ispolzovanie-vnutrishkolnyh-adaptirovannyh-uchebno-didakticheskih-materialov22_compressed.pdf Разработка и использование внтуришкольных адаптированных учебно-дидактических материалов
Сайты Федеральных ресурсных центров:
1. Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью https://ovzrf.ru/
2. Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития http://frc-tmnr.pskov.ru
3. Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ https://autism-frc.ru/
4. Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушением зрения http://frc-blind.ru/
5. Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата http://frc.mggeu.ru/